Все темы итогового сочинения 6 декабря 2023 года по направлениям. еальные официальные темы итогового сочинения 2023-2024 ЕГЭ по литературе для 11 класса.
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
101. С чем бы Вы не могли смириться никогда в жизни?
102. Важно ли осмысливать совершённые ошибки?
103. Согласны ли Вы с утверждением одного из героев А.С. Пушкина: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»?
104. «Говорят, что несчастие – хорошая школа, – может быть. Но счастье есть лучший университет». Согласны ли Вы позицией А.С. Пушкина?
105. Должен ли человек смирять свою гордость?
106. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
107. Возможно ли в жизни следовать только чувствам?
108. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
109. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
110. В чём заключается ценность жизненного опыта?
112. Что мешает человеку быть счастливым?
201. Что мешает людям понимать друг друга?
202. Как Вы понимаете утверждение: «Каждый сам делает свою судьбу»?
203. Согласны ли Вы с тем, что иногда надо смириться со своей судьбой?
204. Что такое свобода выбора?
205. Какие отношения между друзьями Вы считаете гармоничными?
206. Чем различаются дружба и приятельство?
207. Как судьба человека связана с историей народа?
208. Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»?
209. Какое качество Вы больше всего цените в других?
210. В чём сила фронтовой дружбы?
212. Почему человеку важно не запятнать свою честь?
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
301. Согласны ли Вы с утверждением героя М.Ю. Лермонтова: «Из двух друзей всегда один раб другого»?
302. Почему вечные ценности нужны быстро меняющемуся современному миру?
303. Конфликт поколений как общественная проблема.
304. Когда эгоизм приводит к преступлению?
305. А.С. Пушкин считал лучшими изменениями те, «которые происходят от улучшения нравов». Разделяете ли Вы эту позицию?
306. Какие качества делают человека лидером?
307. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
308. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
309. Когда дом становится местом встречи поколений?
311. Какая из мыслей М.Ю. Лермонтова Вам ближе: «Я ищу свободы и покоя» или «Так жизнь скучна, когда боренья нет»?
313. Когда равнодушие может стать преступлением?
401. Что значит быть гражданином?
402. Что такое «связь времён»?
403. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
405. Какими деяниями предков мы вправе гордиться?
406. Какие человеческие деяния долго сохраняются в памяти людей и почему?
408. Хорош или плох жизненный принцип «быть как все»?
409. Какими качествами должен обладать настоящий воин?
410. Каким событиям Вы бы присвоили статус «забвению не подлежит» и почему?
411. Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опытом?
412. Какими качествами обладают люди, способные изменить мир к лучшему?
413. Как Вы понимаете утверждение М.Ю. Лермонтова: «Делить веселье все готовы – никто не хочет грусть делить»?
3. Природа и культура в жизни человека
501. Человек науки – каким он должен быть?
502. Согласны ли Вы с тем, что природа совершенна во всех своих проявлениях?
503. Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
504. Способна ли природа воспитывать человека?
505. Может ли общение с природой обогатить человека?
506. Человек в мире природы: покоритель или сотворец?
508. Может ли общение с природой изменить человека?
509. Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
510. Почему язык называют величайшим достоянием, богатством народа?
511. Почему важно мудро распоряжаться своим временем?
512. Какими нравственными качествами должен обладать современный учёный?
602. Как Вы понимаете утверждение А.С. Пушкина: «Чем язык богаче выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя»?
603. Как Вы понимаете утверждение А.С. Пушкина: «Цель художества есть идеал, а не нравоучение»?
604. Литература и кино: соперничество или сотрудничество?
605. Что важнее в книге – как она написана или о чём?
606. Самое яркое впечатление в Вашем читательском опыте.
607. Произведение искусства, которое Вам хотелось бы обсудить с самим автором.
608. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин)
610. Способно ли искусство пробудить в человеке отзывчивость?
611. В чём сила слова?
612. Как исторические события влияют на изменения в языке?
613. Согласны ли Вы с утверждением героя трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?