Тренировочный вариант 2 ВПР 2021 по русскому языку 6 класс

Тренировочный вариант 2 ВПР 2021 по русскому языку 6 класс. Пробные варианты по русскому языку 6 класс ВПР 2021. ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Русский язык 6 класс.

1.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Дом ждёт, когда к..мпозитор сяд..т за рояль. Слышно, как проп..ёт п..ловица вспомн..т дн..вную музыку выхват..т какую(нибудь) ноту. Так музыканты настра..вают инструменты скрипку контрабас арфу. Ноч..ю (Ч,ч)айковский пр..слушива..т..ся к (не)громк..м но
скр..пуч..м звукам и спраш..вает себя (К,к)ак передать (не)земной в..сторг от зрелища радуги.
Полусо(н,нн)ый к..мпозитор вспомн..л, как укрылся от прол..вного дождя у (Т,т)ихона. В избу вб..жала и ост..новилась (светло)в..лосая девоч..ка. (4) Это Феня доч.. Тихона. С её в..лос ст..кали д..ждинки, а две капельки повисли(3) на кон..ч..ках ушей. Из-за (тёмно)серых туч.. ударило со..нце оз..рило забл..стевшие, как серьги, капельки. Феня стряхнула их и волше(б/п)ство и(з/с)чезло.
(Ч,ч)айковский грус..но подумал, что (н..)какой музыкой (не)передать прелесть этих в..дя(н,нн)ых(2) капель.

2.

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;

(3) – морфологический разбор слова;

(4) – синтаксический разбор предложения.

3.

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Ответ:

4.

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Банты, торты, баловать, красивее.

5.

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Не каждый яркий цветок годится для букета, из десяти выбирается три–пять.

6.

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) река более глубже
2) семьюстами анкетами
3) яркое кашпо
4) по обоим сторонам дороги

Ответ:

7.

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Старая берёза под окном стройна и красива.
2) Колибри крохотные птички с ярким оперением.
3) Капитан катера молодой и весёлый.
4) Лёгкий ветерок гнёт к земле придорожный ковыль.

Ответ:

8.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Танюшка схватила сухую ветку и разворошила край муравейника.
2) Не трещите морозы в заповедном бору.
3) Кирилка усмехнулся но охотно взялся за хлеб.
4) Огоньки в траве давно погасли и пришёл июльский безоблачный полдень.

Ответ:

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13.

Текст 2

(1)О том, как возникла письменность, мы можем только догадываться. (2)Есть немало подтверждений тому, что древний человек рассказывал о событиях своей жизни в рисуночном письме – пиктографии. (3)Каждое изображение – пиктограмма – соответствовало предмету, животному или человеку. (4)До сих пор сохранились наскальные изображения сцен охоты. (5)Также рисунками человек украшал своё тело, а изображения на могильной плите рассказывали целую историю жизни. (6)Рисунки обрели смысл, который можно выразить не одним словом, а целым предложением или даже рассказом.
(7)Когда люди придумали рисуночное письмо, дело вроде бы заладилось. (8)Но впереди их ждало ещё много трудностей. (9)Ведь далеко не всё можно выразить с помощью рисунка. (10)И появился другой вид письма, в котором рисунок или знак обозначал не только предмет, но и действие и понятие, – идеография. (11)Такие рисунки стали называться идеограммами. (12)В Древнем Египте на основе рисуночного письма возник особый вид идеограмм – иероглифы. (13)Это название переводится с древнегреческого как «священные знаки». (14)Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.
(15)Позже люди придумали буквы – знаки для звуков. (16)Каждая буква – это в основном один застывший звук. (17)Жившие две тысячи лет назад финикийцы придумали буквы только для согласных звуков. (18)В их языке этим можно было обойтись. (19)Постепенно они знакомили со своей письменностью другие народы, и на её основе появился буквенный алфавит древних греков. (20)Но в их языке было много гласных звуков – пришлось и для них придумать буквенные обозначения. (21)В течение многих лет греки совершенствовали своё письмо, делая его более понятным и удобным. (22)Греческий алфавит завоевал почти весь мир. (23)Он помог многим народам создать свою письменность.
(По Т. Кашурниковой)

9.

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

10.

Составьте и запишите план текста из трех пунктов.

Ответ:

11.

В чём, по мнению автора текста, заключается преимущество идеограмм перед пиктограммами?

Ответ:

12.

Определите и запишите лексическое значение слова «предмет» («предмету») из предложения 3. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Ответ:

13.

Определите стилистическую окраску слова «обрели» из предложения 6, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Ответ:

14.

Объясните и запишите значение фразеологизма хоть бы что. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответ:

ОТВЕТЫ

1.

Дом ждёт, когда композитор сядет за рояль. Слышно, как пропоёт половица, вспомнит дневную музыку, выхватит какую-нибудь ноту. Так музыканты настраивают инструменты: скрипку, контрабас, арфу. Ночью Чайковский прислушивается к негромким, но скрипучим звукам и спрашивает себя: «Как передать неземной восторг от зрелища радуги?»
Полусонный композитор вспомнил, как укрылся от проливного дождя у Тихона. В избу вбежала и остановилась светловолосая
девочка. (4) Это Феня – дочь Тихона. С её волос стекали дождинки, а две капельки повисли(3) на кончиках ушей. Из-за тёмно-серых туч ударило солнце, озарило заблестевшие, как серьги, капельки. Феня стряхнула их, и волшебство исчезло.
Чайковский грустно подумал, что никакой музыкой не передать прелесть этих водяных(2) капель.

2.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

Морфологический разбор слова
выплывает(3)
1. Выплывает (что делает?) – глагол, н. ф. – выплывать.
2. Пост. – несов. вид, невозвр., непереходн., I спр.; непост. – в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-го л., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор предложения
Удивительный наездник с быстротой ящерицы соскальзывает под воду. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: наездник (подлежащее, выражено именем существительным) соскальзывает (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (наездник) удивительный – определение, выражено именем прилагательным; (соскальзывает) под воду – обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (соскальзывает) с быстротой – обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (с быстротой) ящерицы – дополнение, выражено именем существительным (возможно: определение).

3.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: даль;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 4 буквы и 3 звука, так как буква ь звука не обозначает.
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке

4.

5.

6.

Река более глубокая, по обеим сторонам дороги.
ИЛИ Река глубже, по обеим сторонам дороги

7.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Колибри – крохотные птички с ярким оперением.
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
ИЛИ
сущ., им. п.             сущ., им. п.
Колибри – крохотные птички с ярким оперением.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе

8.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Не трещите, морозы, в заповедном бору;
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе

9.

Основная мысль текста.
Возникновение письменности началось в древности с рисунков (пиктограмм и идеограмм) и завершилось созданием алфавита.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

10.

Примерный план.
1. Появление письменности, связанное с пиктограммами.
2. Возникновение идеограмм – рисунков, обозначающих действия и понятия.
3. Создание алфавита – письма, основанного на буквах (знаках для звуков).

11.

Ответ может быть сформулирован так:
Пиктограмма обозначала только предмет, животное или человека, а идеограмма могла также передавать действие и понятие.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

12.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте. В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
Предмет – вещь.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа: Мой любимый школьный предмет – литература.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях

13.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова:
обрели – книжное;
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:
обрели – получили, стали иметь.
Может быть подобран другой синоним

14.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение значения фразеологизма:
хоть бы что – без разницы, безразлично, всё равно, всё едино, ничего не волнует, ничего не делается;
2) толкование ситуации в заданном контексте, например:
Мой кот часто воровал колбасу со стола: не успеешь убрать – колбасу уже доедает Барсик. Мы много раз наказывали нашего воришку, а ему хоть бы что: как таскал кот колбасу со стола, так и таскает.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма