Тренировочный вариант 4 ВПР 2021 по русскому языку 5 класс

Тренировочный вариант 4 ВПР 2021 по русскому языку 5 класс. Пробные варианты по русскому языку 5 класс ВПР 2021. ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Русский язык 5 класс.

1.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. 1

Текст 1

Ст..ит поз..няя ос..нь в со..нце и туманах. Скво(з/с)ь обл..тевшие л..са виднеют..ся далёк..е обл..ка и син..й густой воздух. По н..чам в зар..слях вокру(г/к) (1) нас шевелились др..жали ни(з/с)кие звёзды.
У нас на стоянк.. горел костёр. Мы жгли его весь день и ноч.. напролёт, чтобы отг..нять в..лков. Волки тихо выли по дальн..м(3) б..р..гам оз..ра. Их бе(з/с)покоили дым костра и в..сёлые ч..ловеческ..е крики.
Мы были уверены, что огонь отпугива..т (2) зв..рей. Но однажды веч..ром в тр..ве у костра начал с..рдито сопеть неизвес..ный зверь. Его (не)было видно. Он озабоченно бегал вокру(г/к) нас фыркал и с..рдился. (4)

2.

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

3.

Поставьте знак ударения в следующих словах.
Инструмент, кухонный, понял, цемент.

4.

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Ранним утром заскользили по реке лодки с упругими парусами.

Ответ:

5.

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам Миши хоровой коллектив исполняет различные музыкальные произведения
2) Миша ответил что урок пения в хоре состоит из двух частей
3) Как проходят в студии уроки хорового пения Миша
4) Николай Дмитриевич заметил Миша должен поработать над постановкой дыхания

Ответ:

6.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Настя часто читает младшей сестрёнке сказки перед сном.
2) Пусть Настя почитает сестрёнке волшебную сказку на ночь.
3) Почитай мне сегодня Настя книгу о приключениях Незнайки.
4) Сначала сестрёнка разложит книги большого формата с картинками.

Ответ:

7.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) С еловой ветки упадёт ком лёгкого снега и рассыплется серебряной пылью.
2) Была гроза с сильным ветром и ночью старое дерево рухнуло.
3) Пушистые снежинки кружились в воздухе и тихо падали на землю.
4) Тяжёлые шапки снега лежат на раскидистых ветках сосен и елей.

Ответ:

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.

Текст 2

(1)Однажды Володя и его старший брат Саша шли лесом по чуть заметному следу какого-то человека. (2)Потоптанная им трава поднялась, вмятины, оставленные его ногами, были давно засыпаны листвой и хвоей. (3)Иногда приходилось угадывать путь только по тем меткам, которые он оставлял мимоходом. (4)Вот повесил незнакомый человек берестяной ковшик над расчищенным родником. (5)Можно чистой воды попить. (6)Вот положил две жердинки через ручей. (7)Можно пройти, не замочив ног. (8)Вот убрал он с пути опасно нависший, поломанный бурей большой дубовый сук.
(9)Саша выбрал путь напрямик, чтобы покороче пройти к избушке лесника. (10)Дети вместе с родителями собирали грибы и заблудились. (11)С тревогой поглядывая на младшего брата, Саша думал:
– (12)Мы, конечно, выберемся, вот только Володя устанет, потому что маленький.
(13)Но, к его удивлению, приуставший и вспотевший от лесной духоты Володя улыбался.
– (14)Чему ты радуешься? – спросил его Саша. – (15)Отчего тебе так весело?
– (16)А ты ничего не замечаешь? – лукаво прищурившись, сказал Володя. – (17)Перед нами прошёл очень добрый человек, сколько хорошего оставил он на своём пути!
(18)Поражённый, Саша даже остановился: откуда такие мысли у малыша?
(19)Он порывисто обнял Володю, а потом сказал слова, которые младшему брату запомнились навсегда:
– (20)Вот так, Володя, и жизнь надо пройти, оставив след своих добрых дел!

(По Н. Богданову)

8.

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

9.

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Саша был поражён мыслями младшего брата? Запишите ответ.

Ответ:

10.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-2 текста. Запишите ответ.

Ответ:

11.

В предложениях 4–6 найдите слово со значением «водный источник, текущий из глубины земли, ключ». Выпишите это слово.

Ответ:

12.

В предложениях 11-12 найдите антоним к слову «старший» и выпишите его.

Ответ:

ОТВЕТЫ

1.

Стоит поздняя осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса виднеются далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг(1) нас шевелились, дрожали низкие звёзды.
У нас на стоянке горел костёр. Мы жгли его весь день и ночь напролёт, чтобы отгонять волков. Волки тихо выли по дальним(3) берегам озера. Их беспокоили дым костра и весёлые человеческие крики.
Мы были уверены, что огонь отпугивает(2) зверей. Но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть неизвестный зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, фыркал и сердился.

2.

Фонетический разбор

Морфемный разбор (по составу)

Морфологический разбор

Синтаксический разбор

3.

4.

1) Обозначение частей речи в предложении:
прил.     сущ.       глаг.  предл. сущ. сущ. предл. прил. сущ.
Ранним утром заскользили по реке лодки с упругими парусами;
2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица. Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие

5.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Николай Дмитриевич заметил: «Миша должен поработать над постановкой дыхания»;
2) составление схемы предложения: А: «П».

6.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Почитай мне сегодня, Настя, книгу о приключениях Незнайки;
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

7.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
Была гроза с сильным ветром, и ночью старое дерево рухнуло;
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение. ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

8.

Основная мысль текста.
Жизнь надо пройти, оставив след своих добрых дел!
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

9.

Ответ может быть сформулирован так:
Саша даже остановился: откуда такие мысли у малыша? Он порывисто обнял Володю.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

10.

Повествование

11.

Родник; родником

12.

Младшего; младший