Тренировочный вариант 4 ВПР 2021 по биологии 5 класс. Пробные варианты по биологии 5 класс ВПР 2021. ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Биология 5 класс.
1.
Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: грибы, лишайники, животные.
1.2. Два из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Ответ:
1.3. В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой Б. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Ограниченный рост, прикреплённый образ жизни, клеточное строение, половое размножение.
Ответ:
2.
2.1. Во время длительной пробежки в медленном темпе у подростка на поверхности кожи появляются капли пота. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.
Рост, фотосинтез, движение, выделение.
Ответ:
2.2. В чём заключается значение этого процесса для человека?
Ответ:
3.
3.1. Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для наблюдения за осенними изменениями осины обыкновенной в городе.
Список приборов:
1) сантиметровая лента (линейка)
2) мерный цилиндр
3) предметное стекло
4) ботаническая папка
5) напольные весы
Запишите в таблицу номера выбранных примеров оборудования.
Ответ:
3.2. Знаниями в области какой биологической науки Вы воспользуетесь, проводя такое наблюдение?
Ответ:
4.
4.1. Ольга на уроке изучала устройство цифрового микроскопа и делала соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь
микроскопа на рисунке она обозначила буквой А?
Ответ:
4.2. Какую функцию выполняет эта часть цифрового микроскопа при работе с ним?
Ответ:
4.3. Ольга рассмотрела мякоть плода яблока под цифровым микроскопом, на котором было указано:
– увеличение объектива – 10.
Какое увеличение даёт данный микроскоп?
Ответ:
5.
Людмила и Александр собрали и подготовили для коллекции образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова (словосочетание) из предложенного списка (или их цифровые обозначения) в такой последовательности, чтобы получился
«паспорт» растения, изображённого на фотографии.
Список слов (словосочетание):
1) Голосеменные
2) Сосна
3) Сосна обыкновенная
4) Растения
6.
На диаграмме показано процентное содержание некоторых химических элементов в клетке.
6.1. Какой химический элемент содержится в клетке в наименьшем количестве?
Ответ:
6.2. Какой основной процесс жизнедеятельности организма животного осуществляется при участии кислорода?
Ответ:
7.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Джейран – парнокопытное млекопитающее, длина тела которого составляет 90–120 см, а вес – 18–33 кг. (2)У самцов рога чёрного цвета, длиной около 30 см, с поперечными кольцами, а самки безрогие. (3)Джейран встречается на территориях Ирана, Армении, Афганистана, Пакистана, Монголии и Китая, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении. (4)Историческая территория обитания джейрана – юг российского Дагестана. (5)Самыми питательными для джейранов являются злаки, различные травы, кустарники. (6)Основные враги джейранов – волки, а также беркуты и лисицы.
7.1. В каких предложениях текста описываются экологические признаки джейрана?
Запишите номера выбранных предложений.
Ответ:
7.2. Сделайте описание беркута по следующему плану.
А) Какую среду обитания освоил беркут?
Ответ:
Б) Какой признак внешнего строения беркута указывает на его приспособленность к жизни в условиях этой среды? Ответ поясните.
Ответ:
В) Какие отношения складываются между беркутом и джейраном в естественных экосистемах?
Ответ:
8.
Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав необходимые слова из приведённого списка.
Тайга, лисица, верблюд, кактус, можжевельник, тундра, жук-скарабей, кактус, степь.
9.
Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?
Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.
Ответ:
10.
На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.
Ответ:
Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?
Ответ:
ОТВЕТЫ
1.1
1.2
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) «выпадающий» из логического ряда объект: животные;
2) объяснение, например: способны к активному передвижению / имеют ограниченный рост.
ИЛИ
1) «выпадающий» из логического ряда объект: лишайники;
2) объяснение, например: образованы грибами и водорослями (бактериями).
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке
1.3
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) «выпадающая» из логического ряда характеристика: прикреплённый образ жизни;
2) объяснение, например: прикреплённым образом жизни характеризуются растения и грибы,
ИЛИ животные способны активно передвигаться.
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке
2.1
Выделение
2.2
Защита от перегрева
3.1
14 (в любой последовательности)
3.2
Экология/Ботаника/Физиология
4.1
Основание (подставка)
4.2
Опора штатива (микроскопа)
4.3
10
5.
царство – Растения
отдел – Голосеменные
род – Сосна
вид – Сосна обыкновенная
ИЛИ 4123
6.1
Фосфор
6.2
Правильный ответ должен содержать ответ на вопрос: дыхание (получение энергии)
7.1
34 (в любой последовательности)
7.2
Правильный ответ должен содержать описание/признаки по трём пунктам плана:
А) наземно-воздушную;
Б) конечности (ноги и крылья) для передвижения ИЛИ перья для защиты;
В) хищничество.
Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке
8.
Правильный ответ должен содержать заполненную схему с вписанными в неё названиями природной зоны, растения и животного.
9.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правило: здесь запрещается ловить бабочек;
2) указание места: в заповеднике / ботаническом саду / национальном парке.
Правило и указание места могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке