Тренировочный вариант 1 ВПР 2021 по биологии 11 класс

Тренировочный вариант 1 ВПР 2021 по биологии 11 класс. Пробные варианты по биологии 11 класс ВПР 2021. ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Биология 11 класс

1.

На рисунке изображена схема регуляции дыхания человека.

1.1. Какое общее свойство живых систем она иллюстрирует?
Ответ:
1.2. Приведите пример процесса, иллюстрирующего подобное явление у растений.
Ответ:

2.

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания.

2.1. Выберите из приведённого ниже списка два понятия, которые можно использовать для экологического описания ежа обыкновенного.
1) плотоядное животное
2) консумент I или II порядка
3) редуцент
4) растительноядное животное
5) всеядное животное
Ответ:

2.2. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит лисица, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.

2.3. Правило гласит: «Не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень лягушки при чистой годовой первичной продукции экосистемы, составляющей 200 000 кДж. Поясните свои расчёты.

3.

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема фотосинтеза. Название какого экологического фактора обозначено на схеме вопросительным знаком?

Ответ:

4.

Сергей разместил 15 растений на равном удалении от источников света различной интенсивности (силы света). Он измерял активность фотосинтеза по количеству кислорода, выделенного растениями за 30 минут. По результатам своего эксперимента Сергей построил график (по оси х отложена относительная сила света (в канделах), а на оси у – относительная активность фотосинтеза (в усл. ед.)).

Опишите, как изменяется скорость увеличения активности фотосинтеза при увеличении силы света.
Ответ:

5.

Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.
Элементы:
1) аппарат Гольджи
2) железистый эпителий
3) секреторная клетка
4) секреторный пузырёк
5) щитовидная железа
6) эндокринная система
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Ответ:

6.

Витамин С – один из наиболее важных витаминов, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека. Витамин С участвует в регулировании окислительно-восстановительных процессов и обмена веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекциям, нормализует проницаемость сосудов и др. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо примерно 50–95 мг витамина С.

6.1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество витамина С, которое человек получил во время ужина, если в его рационе было: 170 г овощного салата, 130 г картофеля, 60 г апельсина. Ответ округлите до целых.
Ответ:
6.2. Назовите заболевание, которое развивается у человека при недостатке витамина С.
Ответ:

7.

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер названия каждой болезни из списка в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.
Список болезней человека:
1) полидактилия
2) гепатит
3) базедова болезнь
4) депрессия
5) дизентерия

8.

В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой голубые глаза.

Используя предложенную схему, определите: доминантный или рецессивный данный признак и сцеплен ли он с половыми хромосомами.

Ответ:

9.

Олег всегда хотел иметь белый локон волос, как у его отца (доминантный признак (А)). Но у него была равномерная пигментация волос, как у матери. Определите генотипы членов семьи по указанному признаку.
Ответы занесите в таблицу.

10.

Мария решила сдать кровь в качестве донора. При заборе крови выяснилось, что у Марии первая группа. Мария знает, что у её матери вторая группа крови.

10.1. Какая группа крови может быть у отца Марии?
Ответ:
10.2. Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Мария быть донором крови для своего отца.
Ответ:

11.

На рисунке изображена эукариотическая диплоидная клетка в определённой фазе её
деления, при котором происходит рекомбинация генетического материала.

11.1. Как называется этот тип деления клетки?
Ответ:
11.2. Какая фаза деления диплоидной клетки изображена на рисунке и какой процесс происходит в этой фазе?
Ответ:

12.

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:
ЦЦЦЦАУЦГЦААЦГГУ
Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой
молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК.
При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей
генетического кода.
Таблица генетического кода (иРНК)

Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Ответ:
12.1 ДНК:
12.2 Белок:
12.3. При расшифровке генома моркови было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля тимина составляет 20%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте долю нуклеотидов с гуанином в этой пробе (в %).
Ответ:

13.

Современную эволюционную теорию можно представить в виде следующей схемы.

Объясните, руководствуясь этой схемой, образование у предков современного плюща видоизменённых в усы побегов.
Ответ:

14.

На рисунках изображены отпечаток листа реликтового растения Гинкго двулопастного и современный побег этого растения. Растение Гинкго двулопастное появилось на Земле около 280–260 млн лет назад и существует по настоящее время.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите эру и период, в которые этот организм появился на Земле. Какую группу растений можно считать его возможными предками?



Эра: ___________________________________________________
Период: ________________________________________________
Возможная предковая группа растений: _____________________

ОТВЕТЫ

1.

1.1 Саморегуляция ИЛИ раздражимость
1.2 Поворот соцветий подсолнечника за солнцем
Может быть приведён любой корректный пример

2.

2.1 25
2.2 ЛДИК; ЛВЕК; ЛВИК
2.3 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос: 2000 кДж;
2) объяснение, например: в любой из пищевых цепей лягушка находится на уровне консумента II порядка, значит, к ней приходит 0,01 (1%) от первичной годовой продукции.
(Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.)

3.

Свет ИЛИ кванты (фотоны) света

4.

Скорость роста сначала большая, а затем постепенно замедляется ИЛИ постепенно снижается на всём протяжении измерений

5.

652314

6.

6.1 88
6.2 Цинга

7.

1 25 34

8.

Признак рецессивный, не сцеплен с полом

9.

Мать – аа; отец – Аа; сын – аа

10.

10.1 I, II, III
10.2 Да ИЛИ может

11.

11.1 Мейоз (мейоз I)
11.2 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) анафаза I мейоза;
2) к противоположным полюсам клетки расходятся двухроматидные
(удвоенные) хромосомы из каждой пары (каждого бивалента)

12.

12.1 ДНК: ГГГ-ГТА-ГЦГ-ТТГ-ЦЦА
12.2 Белок: про-гис-арг-асн-гли
12.3 30%

13.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) так как в популяции особи обладают изменчивостью, изначально среди предков плюща были растения с длинными тонкими побегами, способными цепляться за другие растения;
2) более приспособленные организмы чаще давали потомство, что приводило к изменению генетического состава популяции;
3) в результате естественного отбора в каждом следующем поколении появлялось всё больше растений с видоизменёнными в усы побегами

14.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) эра: палеозойская;
2) период: пермь;
3) возможная предковая группа растений: Семенные папоротники