Тренировочный вариант 3 ВПР 2021 по биологии 5 класс

Тренировочный вариант 3 ВПР 2021 по биологии 5 класс. Пробные варианты по биологии 5 класс ВПР 2021. ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Биология 5 класс.

1.

Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бактерии, вирусы, растения.

1.2. Два из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком.
Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Ответ.
1.3. В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой Б. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Неограниченный рост, активный образ жизни, клеточное строение, половое размножение.
Ответ:

2.

2.1. В клетках мякоти листа крыжовника днём происходит процесс, при котором в воздух выделяется кислород. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, питание, транспорт веществ, раздражимость.

Ответ: ______________________________

2.2. В чём заключается значение этого процесса для растения?
Ответ:

3.

3.1. Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для исследования строения конечностей домашней пчелы в лаборатории. Список приборов:
1) фотоловушка
2) мерный цилиндр
3) предметное стекло
4) бинокль
5) световой микроскоп
Запишите в таблицу номера выбранных примеров оборудования.
Ответ:
3.2. Знаниями в области какой биологической науки Вы воспользуетесь, проводя такое исследование?
Ответ:

4.

4.1. Вероника на уроке изучала устройство штативной лупы и делала соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь штативной лупы на рисунке она обозначила буквой А?


Ответ:
4.2. Какую функцию выполняет эта часть штативной лупы при работе с ней?
Ответ:
4.3. Вероника рассмотрела мякоть плода арбуза под штативной лупой, на которой было указано:
– увеличение окуляра – 60.
Какое увеличение даёт данная штативная лупа?
Ответ:

5.

Ирина и Константин собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова (словосочетание) из предложенного списка (или
их цифровые обозначения) в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.
Список слов (словосочетание):
1) Покрытосеменные (Цветковые)
2) Колокольчик
3) Растения
4) Колокольчик широколистный

Царство=?, Отдел=?, Род=?, Вид=?

6.

На диаграмме показано содержание органических веществ в клетке.

6.1. Содержание каких из указанных органических веществ в клетке больше, чем жиров, но меньше, чем нуклеиновых кислот?
Ответ:
6.2. В результате какого процесса белки, жиры и углеводы поступают в организм растений?
Ответ:

7.

Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Северный олень – животное средних размеров, туловище удлинённое, шея из-за сильной оброслости кажется толстой и массивной, ноги относительно короткие. (2)Рога имеются у самцов и самок (единственный случай в семействе). (3)Взрослые самцы сбрасывают рога в ноябре–декабре по окончании периода спаривания; молодые животные – в апреле–мае; самки – в мае–июне после отела. (4)Линька происходит один раз в год, длится с апреля по август. (5)Наибольшее число северных оленей погибает от волков. (6)В пищевой рацион оленей входят лишайники, разнообразные растительные корма, а в меньшем количестве веточные корма (что сближает его с кабаргой).

7.1. В каких предложениях текста описываются экологические признаки северного оленя?
Запишите номера выбранных предложений.
Ответ:
7.2. Сделайте описание лишайника по следующему плану.
А) Какую среду обитания освоил лишайник?
Б) Какой признак внешнего строения лишайника указывает на его приспособленность к жизни в условиях этой среды? Ответ поясните.
В) Какие отношения складываются между лишайником и северным оленем в естественных экосистемах?

8.

Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав необходимые слова из приведённого списка.
Тайга, глухарь, верблюд, кактус, брусника, тундра, кактус, жук-скарабей, степь.

9.

Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?
Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.


Ответ:

10.

На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.

Ответ:

Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?

Ответ:

ОТВЕТЫ

1.

1.1

1.2 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) «выпадающий» из логического ряда объект: вирусы;
2) объяснение, например: вирусы не имеют клеточного строения / не проявляют
признаков жизни (кроме размножения).
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке

1.3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) «выпадающая» из логического ряда характеристика: активный образ жизни;
2) объяснение, например: активным образом жизни характеризуются животные,
ИЛИ растения неспособны передвигаться.
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке

2.

2.1 Питание
2.2 Получение питательных веществ (глюкозы, крахмала, сахара) / обеспечение жизни

3.

3.1 35 (в любой последовательности)
3.2 Анатомия/Зоология/Морфология

4.

4.1 Винт
4.2 Регулировка высоты окуляра (расстояния между окуляром и предметным столиком) / настройка резкости изображения
4.3 60

5.

царство – Растения
отдел – Покрытосеменные (Цветковые)
род – Колокольчик
вид – Колокольчик широколистный
ИЛИ 3124

6.

6.1 Углеводов
6.2 Правильный ответ должен содержать указание процесса, например: питание ИЛИ фотосинтез

7.

7.1 56 (в любой последовательности)
7.2 Правильный ответ должен содержать описание/признаки по трём пунктам плана:
А) наземно-воздушную;
Б) жёсткое строение тела для опоры ИЛИ ризоиды для закрепления;
В) хищничество ИЛИ растительноядность.
Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке

8.

Правильный ответ должен содержать заполненную схему с вписанными в неё названиями природной зоны, растения и животного.

9.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правило: здесь нельзя кормить животных;
2) указание места: в сквере / парке / заповеднике / ботаническом саду / зоопарке / национальном парке.
Правило и указание места могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке

10.

Определение профессии
Принимается в качестве правильного ответа указание любой профессии, соответствующей изображению

Пояснение характера работы
При оценивании объём пояснения не учитывается; краткое пояснение, правильное по существу, может быть оценено максимальным баллом по данному критерию

Объяснение пользы для общества
При оценивании в качестве правильного может быть принято объяснение в любом объёме. Главное – конкретизация объяснения применительно к данной профессии