Тренировочный вариант 2 ВПР 2021 по русскому языку 5 класс

Тренировочный вариант 2 ВПР 2021 по русскому языку 5 класс. Пробные варианты по русскому языку 5 класс ВПР 2021. ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Русский язык 5 класс.

1.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

На топол.. с..дит пара вороб..ев. Они ра(з/с)пуска..т(2) крыл..я(1) и отч..янно уп..раются друг в друга. Они спор..т о домик.. для гн..зда. Более р..шительный и ло(в/ф)кий прог..ня..т другого. П..бедитель радос..но чирика..т и скрыва..т..ся в сквореч..нике.(4) Потом он выб..рает..ся из него ул..та..т куда-то. Через м..нуту воробей возвр..щает..ся с пёрышком в клюв.. .
Я смотрю на сквореч..ник на тонк.. ветки дер..ва. Они отч..тливо выд..ляют..ся на в..сенн..м небе. По небу плывёт пуш..стое(3) обл..ко. Оно заплыва..т за дер..во. Теперь на бел..м фон.. ветви и сквореч..ник кажут..ся ч..рными, словно их нар..совали туш..ю на бумажн..м листе. Зимой такую к..ртину (не)увид..ш.. .

2.

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.

3.

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Начали, повторит, торты, фарфор.

4.

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев.

Ответ.

5.

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам Пушкина осень дарила ему вдохновенье
2) Пушкин говорил что осень для него особая пора
3) Пушкин есть солнце русской поэзии громко произнёс Жуковский
4) Что ты рано осень в гости к нам пришла
Ответ.

6.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мальчики любят собирать различные модели ле́го.
2) Прочитай-ка ты сначала инструкцию по сборке моделей.
3) Сначала мальчики изучают инструкцию по сборке ле́го.
4) Сначала ребята прочтите инструкцию по сборке модели.
Ответ.

7.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Синица перелетала с ветки на ветку и заглядывала в каждую щёлку на дереве.
2) Синицы и воробьи копошились у забора и отыскивали себе еду.
3) Звонкая птичья трель зазвучала в саду и все сразу заулыбались.
4) Утром Юра услышал первую песню синицы и написал об этом в своём дневнике.
Ответ.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.

Текст 2

(1)Забавные у птиц встречаются имена! (2)Например, птица поганка. (3)Поганка, да
ещё и рогатая! (4)Или птичка завирушка, или юла. (5)А вот совсем милые имена: овсянка,
просянка, коноплянка, малиновка и даже чечевица! (6)А разве плохое название чиж или
чечётка, зеленушка, синехвостка или сизоворонка! (7)Названия-прозвища лучше всего: в них
и внимание, и радость от встречи, и счастье открытия. (8)Зарянка – это та, что поёт на заре.
(9)Кукушка «ку-ку» да «ку-ку», и чем дольше кукует, тем ты больше доволен. (10)Бывают
названия и скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная, звонкоголосую и
белощёкую нашу синицу тоже называют обыкновенной.
(11)С этим я не могу согласиться: она поразила меня с первой же встречи. (12)А было
это давным-давно. (13)Попалась однажды синица в охотничью ловушку. (14)Я взял её в
руку, освободил, а она… умерла! (15)Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за
пальцы – и вот умерла. (16)Я растерянно разжал руку: синичка неподвижно лежала на
раскрытой ладони вверх лапками. (17)Я подержал, подержал и положил её на пенёк, и только
руку отвёл — синичка вскрикнула и улетела! (18)Какая же она обыкновенная, если такая
необыкновенная обманщица: захочет – умрёт, захочет – воскреснет.
(19)Не могут птицы быть «обыкновенными»! (20)Вы только к ним присмотритесь,
прислушайтесь. (21)Живое не бывает обыкновенным.

(По Н. Сладкову)

8.

Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ.

9.

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что всем знакомую синицу нельзя считать обыкновенной птицей? Запишите ответ.
Ответ.

10.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 16−17 текста. Запишите ответ.
Ответ.

11.

В предложениях 10−12 найдите слово со значением «произвести сильное впечатление, сильно удивить, изумить». Выпишите это слово.
Ответ.

12.

В предложениях 11−13 найдите антоним к слову «поспорить» и выпишите его.
Ответ.

ОТВЕТЫ

1.

На тополе сидит пара воробьев. Они распускают(2) крылья(1) и отчаянно упираются друг в друга. Они спорят о домике для гнезда. Более решительный и ловкий прогоняет другого. Победитель радостно
чирикает и скрывается в скворечнике. (4) Потом он выбирается из него, улетает куда-то. Через минуту воробей возвращается с пёрышком в клюве.
Я смотрю на скворечник, на тонкие ветки дерева. Они отчётливо выделяются на весеннем небе. По небу плывёт пушистое(3) облако. Оно заплывает за дерево. Теперь на белом фоне ветви и скворечник кажутся чёрными, словно их нарисовали тушью на бумажном листе. Зимой такую картину не увидишь.

(По Г. Скребицкому)

2.

В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная). В ключах дана основная информация, необходимая для верного ответа.

Фонетический разбор
крылья(1)
к – [к] − согласный, глухой, твёрдый
р – [р] – согласный, звонкий, твёрдый
ы – [ы́
] – гласный, ударный
л – [л’] − согласный, звонкий, мягкий
ь – [–]
я – [й’] – согласный, звонкий, мягкий
– [а] – гласный, безударный
6 букв, 6 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)

рас- – приставка
-пуск- – корень
-а- − суффикс
-ют – окончание

Морфологический разбор
пушистое(3) (облако)
1) пушистое (облако) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: облако (какое?) пушистое;
2) начальная форма – пушистый; в единственном числе, в среднем роде, в именительном падеже;
3) в предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения
Победитель радостно чирикает и скрывается в скворечнике.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: победитель (подлежащее), чирикает (и) скрывается (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (чирикает) радостно − обстоятельство; (скрывается)
в скворечнике – обстоятельство (возможно: дополнение).

3.

4.

1) Обозначение частей речи в предложении:
предл.   сущ.        глаг.            прил.      сущ.  предл. сущ.   союз      сущ.
В          лугах   развернулся   пёстрый   ковер     из    трав     и       листьев.

2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи:
местоимение (ИЛИ личное местоимение), предлог, частица. Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие

5.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
«Пушкин есть солнце русской поэзии», – громко произнёс Жуковский.
2) составление схемы предложения: «П», – а.

6.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Сначала, ребята, прочтите инструкцию по сборке модели.
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

7.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
Звонкая птичья трель зазвучала в саду, и все сразу заулыбались.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

8.

Основная мысль текста.
К природе надо присматриваться и прислушиваться, и тогда ты поймёшь, что живое не бывает обыкновенным.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

9.

Ответ может быть сформулирован так:
Синичка – необыкновенная обманщица: чтобы выжить, она умеет притворяться неживой.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

10.

повествование

11.

поразила; поразить

12.

согласиться