Тренировочный вариант 1 ВПР 2021 по русскому языку 5 класс

Тренировочный вариант 1 ВПР 2021 по русскому языку 5 класс. Пробные варианты по русскому языку 5 класс ВПР 2021. ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Русский язык 5 класс.

1.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы
и знаки препинания.

Текст 1

Ранн..м утром в л..су на п..лях на лугах сверкают алмазы.(4) Все(1) алмазы эти бл..стят и перел..ва..т..ся на со..нце разн..ми цв..тами. Что за ч..дес..ное явление! Подойдёш.. ближе и ра(з/с)гл..диш..(2): это капли р..сы соб..рают..ся в лист..ях р..стений.
Неб..льш..й(3) л..сток тр..винки п..хуч а внутри м..хнат и пуш..ст, как бархат. Капли к..тают..ся по л..сточ..ку но (не)мочат его.
Когда неост..рожно сорвёш.. л..сточек с р..синкой, то капел..ка скат..т..ся, словно шарик светлый. И ты (не)увид..ш.., как он проск..л..знёт мимо стебля. Бывало, сорвёш.. такую уд..вительн..ю чашеч..ку полож..ш.. на х..лодные пальц.. и вып..еш.. р..синку. И кажется, обыкновенная р..синка самый вкус..ный напиток на з..мле.

2.

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.

3.

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Алфавит, досуг, магазин, создала.

4.

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

На тонких травинках и цветах блестит серебряными каплями роса.

Ответ.

5.

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Покажите нам созвездие Большой Медведицы капитан
2) Капитан показал где находится созвездие Большой Медведицы
3) По словам капитана созвездие Большой Медведицы напоминает ковш
4) Капитан ответил Большая Медведица похожа на перевёрнутый ковш
Ответ.

6.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) В спортивном клубе мы занимаемся футболом и хоккеем.
2) Следи внимательно Слава за полётом мяча!
3) Слава очень хочет хорошо играть в футбол.
4) Принеси-ка сюда футбольный мяч и перчатки вратаря!
Ответ.

7.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Дождинки сольются в крупные капли и скатятся с кустов на землю.
2) Бабочка запорхает над лугом и понесёт свою ношу муравей.
3) После летнего дождика луга и леса покрываются сочной зеленью.
4) Ласточки носятся над рекой и охотятся за мошками.
Ответ.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.

Текст 2

(1)Собака – верный и преданный друг человека. (2)Но иногда она может стать ещё
и незаменимым помощником. (3)Так случилось с сибирскими хаски. (4)В Восточной Сибири
и на Аляске, где нельзя обойтись без ездовых собак, именно они пришли на помощь
человеку. (5)Сначала люди использовали для езды в упряжке собак самых разных пород.
(6)Но скоро стало понятно, что не каждая собака способна выжить в суровых природных
условиях и тем более спасти человека. (7)А хаски выживали.
(8)В чём же было преимущество этой породы собак? (9)Оказывается, хаски очень
выносливы и могут бежать с огромной скоростью. (10)Их не пугают северные заснеженные
равнины, они способны быстро перевозить людей из одного пункта назначения в другой.
(11)Правда, хаски с трудом справляются с перевозкой тяжёлых грузов. (12)Но здесь им на
помощь пришли люди и создали облегчённые сани. (13)Теперь собакам легче преодолевать
долгий путь.
(14)Подвиг сибирского хаски Балто помогает нам лучше понять и оценить этих собак.
(15)Балто был вожаком стаи, ведущим в упряжке псом. (16)В пятидесятиградусный мороз он
один смог дотянуть до города упряжку, в которой врач вёз лекарства детям, больным
дифтерией. (17)В память об этом событии был поставлен памятник Балто. (18)Табличка
с описанием его подвига завершается тремя словами: «Выносливость, верность, ум».
(По материалам Интернета)

8.

Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ.

9.

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Балто был выносливой и верной собакой? Запишите ответ.
Ответ.

10.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8−10 текста. Запишите ответ.
Ответ.

11.

В предложениях 14−16 найдите слово со значением «героический поступок, важное для многих людей действие». Выпишите это слово.
Ответ.

12.

В предложениях 1−3 найдите антоним к слову «вредитель» и выпишите его.
Ответ.

ОТВЕТЫ

1.

Ранним утром в лесу, на полях, на лугах сверкают алмазы.(4) Все(1) алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами. Что за чудесное явление! Подойдёшь ближе и разглядишь(2): это капли росы
собираются в листьях растений.
Небольшой(3) листок травинки пахуч, а внутри мохнат и пушист, как бархат. Капли катаются по листочку, но не мочат его.
Когда неосторожно сорвёшь листочек с росинкой, то капелька скатится, словно шарик светлый. И ты не увидишь, как он проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую удивительную чашечку, положишь на холодные пальцы и выпьешь росинку. И кажется, обыкновенная росинка – самый вкусный напиток на земле.
(По Л. Толстому)

2.

В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная). В ключах дана основная информация, необходимая для верного ответа.

Фонетический разбор
все(1)
в − [ф] − согласный, глухой, твёрдый (возможно: [ф’] − согласный, глухой, мягкий)
с − [с’] − согласный, глухой, мягкий
е − [э] − гласный, ударный
3 буквы, 3 звука, 1 слог

Морфемный разбор (по составу)

раз- – приставка
-гляд- – корень
-ишь – окончание

Морфологический разбор
небольшой(3) (листок)
1) небольшой (листок) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: листок (какой?) небольшой;
2) начальная форма – небольшой; в единственном числе, в мужском роде, в именительном падеже;
3) в предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения
Ранним утром в лесу, на полях, на лугах сверкают алмазы.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое,
с однородными обстоятельствами.
Грамматическая основа: алмазы (подлежащее), сверкают (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (сверкают) утром – обстоятельство; (сверкают) в лесу,
на полях, на лугах – однородные обстоятельства; (утром) ранним – определение.

3.

4.

1)Обозначение частей речи в предложении:
предл.   прил.        сущ.         союз        сущ.          глаг.             прил.           сущ.       сущ.
На    тонких травинках     и      цветах    блестит серебряными каплями роса.

2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи:
местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица. Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие

5.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Капитан ответил: «Большая Медведица похожа на перевёрнутый ковш».
2) составление схемы предложения: А: «П».

6.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Следи внимательно, Слава, за полётом мяча!
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

7.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
Бабочка запорхает над лугом, и понесёт свою ношу муравей.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

8.

Основная мысль текста.
Собака породы сибирских хаски может стать человеку не только верным другом, но и незаменимым помощником.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

9.

Ответ может быть сформулирован так:
Балто был выносливой и верной собакой, так как смог вытерпеть пятидесятиградусный мороз и довезти до города упряжку с лекарствами для больных детей.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

10.

рассуждение

11.

подвиг

12.

помощник